Из Тбилиси в Ереван мимо озера Севан.
06.11.2015
Подходит к концу велосипедный сезон, на лужах появляются желтые листочки, и теперь можно спокойно сесть за монитор, чтобы разобрать фотографии и написать повесть о нашем велосипедном лете.

Старая французская поговорка гласит: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». И как мы не старались быть вне этого вопроса, но тем не менее политика последних лет повлияла на курсы валют и заставила нас посмотреть шире в поисках новых интересных мест для поездки, и это, как ни странно открыло для нас новые горизонты. Немного поизучав электронную модель нашей планеты и послушав рассказы друзей, мы решили ехать к югу в Армению. Но поскольку просто перелететь на самолёте через Грузию и не побывать там заодно – было бы неправильно, то мы решили часть пути пролететь на самолёте, затем ехать до Тбилиси на автомобиле, а уже там сменить транспорт на двухколёсный.

Наш путь на автомобиле начинался аж в Приэльбрусье, куда все мы добирались разными способами, и где мы собрались всей командой, прибывшей сюда из разных городов. А раз мы уж оказались в этой мекке горнолыжного спорта и альпинизма, то не могли не проехаться тут немного для разминки, полюбоваться красотами окружающих гор с канатной дороги..

.. и сфотографироваться у знаменитой пушки, из которой обстреливают склоны гор специалисты противолавинной службы.

Эльбрус несомненно вызовет сильные ощущения у всех, кто побывает здесь. Кстати, очень хорошо, что мы прокатились в этих местах и нам стало ясно, что погода в предстоящие дни не собирается нас баловать и особенно там, куда мы собираемся, поэтому мы несколько пересмотрели свою одежду и снарягу. Нам ведь казалось, что мы едем на юг к солнцу! На деле всё вышло совсем не так. Прогнозы погоды с авторитетных сайтов предрекали нам суровое испытание и лишь пару относительно неплохих дней. Это моuгло стать серьёзной преградой и перечеркнуть все наши планы..

Окончательно укомплектовав состав нашей группы и снаряжения, едем дальше на автомобиле. Наш бессменный водитель Андрюха рулил по горным серпантинам с упорством зайца из рекламы пальчиковых батареек, а нам оставалось только отсыпаться или любоваться пейзажами за окном, прерываясь периодически для осмотра достопримечательных храмов или крепостных стен. Граница Россия-Грузия – проходится довольно быстро, главное не попасть в очередь из легковых автомобилей, а грузовики пропускают всех, простаивая сутками и неделями в очереди в отдельный грузовой терминал.

Погранпереход на Военно-Грузинской дороге был вновь открыт лишь пять лет назад. И это тоже явилось дополнительным стимулом проехать по ней. Качество покрытия в ряде мест оставляет желать лучшего.
Столица Грузии - Тбилиси – потрясающий город. Старый центр города очень интересен и красив. Сразу захотелось прогуляться здесь вечером и посмотреть на него в свете фонарей. Но это будет возможно только на обратном пути, а сейчас лишь короткая остановка, поскольку нам нужно попытаться вписаться в зыбкий график предполагаемой погоды.
Оставив наш автомобиль, мы въехали в наш первый ходовой день. Не хотелось, чтобы он был слишком длительным и трудным, поэтому проехали мы совсем немного. Дорога вполне хорошего качества и пролегает в основном через небольшие поселки и деревеньки.
Совсем не рассказал вам о наших планах на поездку! Мы намереваемся совершить самое «высокое» путешествие из всех совершенных нами на Стингерах. И опробуем все три самых распространенных размера колёс 26’, 27.5’ и самый большой 29’. Интересно сравнить их в идентичных условиях. А пока мы не торопясь катимся по дорогам, плавно набирая высоту с каждым днем. Дождь периодически накрапывает, заставляя ехать в дождевиках, а я подбадриваю друзей, говоря, что если была бы жара под сорок, то было бы ещё хуже.

Сначала мы не понимали, почему почти все автомобили сигналят нам. Оказалось, что нас просто приветствуют. Это может раздражать или наоборот быль очень приятным развлечением в пути – всё зависит от твоего отношения и настроя.

Культ заниженного седана здесь явно присутствует. Каждый владелец черного мерседеса или белой лады ухаживает за своим авто очень трепетно. Впрочем, и старые редкие машины не остаются без внимания. Наиболее распространенный вид малого бизнеса – это наверное автомойка и работы хватает на всех.

В Грузии, судя по всему, живется неплохо. Мы часто видели довольно дорогие авто и приличные дома.

А вот когда попадаешь в Армению, ситуация сильно меняется. Здесь мы уже чаще видели непривычно-старые автобусы из детства.

Когда нам приходилось искать место для ночлега, то мы просто сворачивали с дороги на близлежащую поляну. Обычно после этого кто-нибудь приходил и сообщал нам, что это его земля, но мы можем здесь ночевать, и никто нас не побеспокоит. Однажды нам даже дали номер телефона, чтобы мы всегда могли позвонить, если что не так. Вот так проявлялось кавказское гостеприимство по отношению к нам. Очень корректно и не так навязчиво, как это бывает на вокзалах или рынках.

Поскольку нам предстояло подняться на высоты, где уже есть вероятность познать симптомы горной болезни, то планируя маршрут, я выбрал такой путь, чтобы каждая следующая ночёвка находилась несколько выше предыдущей - так нам проще будет адаптироваться к высоте.

Переехав границу Грузии и Армении, мы ехали по дороге в сторону озера Севан, а погода совсем не планирована нас баловать. Наоборот, над нами сгущались тучи, нависали низкие облака, в общем мы попали в нормальную осень. Хотя если почитать рассказы разных туристов, бывавших здесь раньше, то они рекомендуют бывать в этих краях двумя месяцами позже, чтобы не попасть в летний зной.

В один из дней, когда мы проезжали деревню Лермонтово, нам стали встречаться люди совсем не привычной для Кавказа внешности. Оказалось, что с давних пор здесь есть пара мест, где осели староверы. Они ведут традиционное хозяйство и живут в отдалении от больших городов.

Как это ни странно, но велосипедисты нам попадались крайне редко, хотя путешествовать на великах здесь довольно приятно, автомобильное движение не напрягает, а порой даже помогает преодолевать подъёмы!

Первая поломка произошла по моей оплошности. На Олином велосипеде прямо на ходу выпадает педаль из шатуна. Оказывается, я не проверил затяжку при сборке, поскольку отвлекся! Это повергает меня в ужас, ведь ремонт резьбы в нашей поездке сделать нереально и это грозит сорвать все планы! К счастью, резьба оказалась повреждена незначительно, и мы смогли установить педаль. Друзья, проверяйте всё в тысячный раз!

Вначале солнце ещё светило нам, но в последующие пару дней погода испортилась до такой степени, что приходилось ехать в теплой одежде и включать фонари даже днем.

Старые травмы дают о себе знать, когда крутишь в подъём, а вокруг сырость и холод. Серёгино колено подаёт сигнал SOS. Такие штуки могут расстроить все планы, поскольку сейчас нам надо не просто добраться до самого основного подъёма, но и сделать это вовремя, чтобы поймать единственный благоприятный день для преодоления самого сложного участка пути.

Всё это порядком истощило наш запас сил и энтузиазма, поэтому оказавшись в городе Дилижан, мы решили заночевать в небольшой гостинице, чтобы просушить вещи и хорошо отдохнуть.

В дальнейшем, нам ещё какое-то время пришлось ехать под дождём и в тумане. Судя по GPS, впереди нас ждёт трудный перевал, и только после мы сможем увидеть озеро Севан. Но что это? Когда я строил маршрут, то не заметил на электронном глобусе тоннель сквозь гору и теперь нам не надо подниматься по старому серпантину, а можно просто прокатиться по тоннелю длиной четыре километра.

Рабочие, обслуживающие тоннель приглашают нас в свой домик, чтобы выпить горячего кофе и погреться. Они рассказывают о своей работе. Потом один из них позвонил своей жене, которая находится по другую сторону хребта у озера. Она сказала ему, что там погода гораздо лучше, дождя нет, и светит солнце. Не верится, что такое может быть! Нам остается только проехать туда и посмотреть своими глазами на это.

Сам тоннель внутри наводит проезжающих на довольно мрачные мысли. Мы ехали в один ряд, включив все фонари спереди и сзади. Конечно, этот тоннель был совсем не похож на то, что мы видели в Норвегии и Австрии и Швейцарии. Освещение оставляет желать лучшего, а порой оно совсем пропадает. Вентиляция здесь присутствует весьма условно и внутри очень душно, а из стен сочится вода, но после того как мы прокатились под прохладным дождиком – это всё было как приятное развлечение. А главный сюрприз, несмотря на предупреждения – был в конце.

До сих пор не понятно как такое может быть - горы, как забор сдерживали облака, струившиеся по ущельям, и не позволяли непогоде наброситься на Севан.

Чтобы не возить продукты с собой, мы каждый день заезжали в какой-нибудь поселок, пополнить запасы. На Севане довольно трудно найти приятное место для ночлега. Нам попался небольшой клочок леса на берегу озера, где было возможно поставить палатку и спрятаться от ветра, правда тут же выяснилось, что и у этого кусочка земли есть хозяин, который предложил нам оплатить стоянку в его кемпинге.

Это было совсем не дорого, но зато не пришлось ставить палатки в кучу мусора, изрядное количество которого устилало прибрежные зоны, свидетельствуя о недавней хорошей погоде и наплыве загорающих граждан.

Порой, во время кручения педалей в затяжные подъёмы, меня вновь посещала мысль, что дождь и прохлада – точно лучше, чем палящее солнце. Вспоминалось, как однажды в поездке по Крыму я не сумел осуществить и половины задуманного из-за невыносимого пекла.

А между тем, наш маршрут плавно уходил вверх, и здесь на озере высота достигла 1900 метров над уровнем моря. Севан – является самым значительным по размеру озером Кавказа. Площадь озера 1240 км², а максимальная глубина — 80 м.

Каждая следующая наша ночёвка была примерно на пятьсот метров выше предыдущей – такой график подъёма делает акклиматизацию практически незаметной.

С самого начала идея нашего путешествия состояла в том, чтобы осуществить велопробег, в ходе которого мы планировали пересечь Гегамский хребет, состоящий из вулканических кратеров и разделяющий собой 2 долины - ту, где находится столица Армении и ту, где мы находились теперь. Однако, ещё будучи на Севане и заехав осмотреть храм Севанаванк, мы увидели совсем неприятную картину на тех горах, которые собирались преодолеть. Там лежал снег, а вершины скрывались в тумане!

Ещё в начале поездки, я просматривал всевозможные погодные сайты и пытался подгадать так, чтобы в те два дня, на которые выпадало тепло и отсутствие дождя, оказаться на самом сложном участке пути. Но и теперь мы оставались в подвешенном состоянии. Всё-же, отступать было поздно и мы продолжили движение в надежде, что в самый трудный момент, солнце нам улыбнется сквозь облака.


С полупустыми флягами и бутылками, мы незаметно для себя отдалились от источников воды. Поэтому хоть у нас и был запас еды на ближайшие дни, но без воды готовить её не возможно. Неужели нам придётся снова спускаться к воде? Казалось я всё предусмотрел, но пересохшее русло реки красноречиво намекало на то, что взобраться на хребет так просто не удастся.

Мы достигли отметки 2500 метров над уровнем моря, было уже совсем темно, и мы включили фонари. Карта говорила о том, что совсем скоро должен появиться спасительный ручей, но его не было.

Когда силы стали нас покидать, мы услышали отдаленные звуки в темноте, похожие на ржание лошади. Оказалось, здесь находится высокогорное пастбище, и несколько человек живут на нём постоянно, и конечно рядом есть источник воды!

Мы поставили палатки рядом с их территорией, приготовили ужин и провалились в сон.

Утром нас разбудил назойливый лай. Собака стояла около палаток и не замолкала ни на секунду. Казалось, она уже охрипла, но всё равно продолжала своё дело.

Хозяин и главный человек на этом пастбище Арам пригласил нас в гости на завтрак. Это было совсем неожиданно для нас. Нам принесли хаш – это суп, состоящий из бульона и хрящей. Варится это очень долго. А потом ещё угостили хлебом и пирогами собственного приготовления, да ещё и с местным сыром! Всё это было очень свежее и неимоверно вкусное!

Мы не привыкли так плотно есть с утра, но было очень вкусно, а в столь приятной обстановке и интересной компании время прошло незаметно. Эти люди рассказывали о своей жизни в горах, где они проводят по пять – шесть месяцев в году. А мы делились своими впечатлениями от поездки.

После плотного завтрака в гору поначалу ехалось трудновато, к тому же, досаждала собака, которая решила проводить нас пару километров. Вспомнилась прошлогодняя поездка по Исландии. Кажется, такой кортеж становится доброй традицией.

От назойливой собаки нас спас прокол колеса. Пока мы чинили камеру, собака привыкла к нашему присутствию, убежала и забыла о своей работе – лаять на разноцветных велосипедистов.

Когда топливо в организме уже заканчивалось, мы приблизились к самому интересному участку пути. Дорога по-прежнему вела туда, куда нам и было нужно – к перевалу, и обе колеи от автомобильных колёс были на месте, но вот ехать было уже невозможно.

GPS показывает, что до перевала ещё далеко. Нас очень вдохновляет, что прогноз сбылся и погода наилучшая для такого восхождения. Дует лёгкий ветерок, светит солнце, но жары нет. Мы оказались тут в самое подходящее время – есть все шансы, что пройдём перевал.

Нагрузка растёт вместе с высотой. Высотомер уже показывает три тысячи над уровнем моря. Периодически можно проехаться, но не долго. У нас с Серёгой начинается головная боль – первый симптом «Горняшки». Хорошо, что уже сегодня нам снова вниз, но для этого надо ещё набрать пару сотен метров по вертикали!

Хрустя коленями и постоянно пытаясь включить несуществующую пониженную передачу, мы наконец добираемся до перевала и устраиваем себе небольшой отдых.

Нашим друзьям Оле и Андрюхе кажется, что основной подъём ещё впереди и они упорно продолжают не верить мне, что это и есть высшая точка нашего путешествия – 3260 метров над уровнем моря. С перевала открывается красивейший вид на обе долины и на вулканы, составляющие хребет.

Однако и погодное окно, о котором мы мечтали всю неделю, пока ехали сюда, позволив нам сделать этот подъём, начинает понемногу закрываться, и намекает, что спуск будет стремительным.

Запасы воды во флягах снова на исходе, но мы очень бодро катимся вниз по ровным лугам – это настоящий восторг ощутить скорость и простор для выбора траектории движения. Каждый оставляет свой след на траве.

В долине снова попадаются источники воды рядом с пастбищами, а вместе с ними и суровые собаки, которые охраняют скот от волков. Арам рассказывал, что волки здесь бегают стаями численностью около дюжины особей и регулярно таскают овец себе на корм. Для нас же собаки становятся зачастую неприятным сюрпризом…

Приходится спешиваться. Такие огромные псы способны свалить с велосипеда. Они здорово пугают нас.

Спуск завораживает. Это неимоверно приятно – катиться вниз после нескольких дней тотального подъёма. Внизу нас ждёт…

… непонятно что нас ждёт внизу, а здесь нас ждут сплошные броды через ручьи, злые собаки и много крупных камней на дороге. Андрюха раскладывается на приличной скорости и бьётся коленом в камень.

При спусках тоже необходимо иногда устраивать отдых для себя и велосипедов. Тормозные колодки уже шуршат при торможении – значит, диски здорово перегреты.

На всех наших велосипедах тормозные механизмы Shimano. А мы уже знаем, что для них это нормальная рабочая ситуация. Проверено в нескольких путешествиях со Stinger.

Ночь в горной местности наступает очень быстро и мы, спустившись до уровня 1700 метров, ночуем в прекрасном ущелье. Настроение было отличное, погода подкинула сравнительно теплый денёк и можно было даже переночевать под открытым небом.

Здесь же неподалеку расположен основанный в IV веке пещерный монастырь Гегард. Скальные утёсы вокруг монастыря являются частью ущелья реки Гохт.

Само ущелье и монастырский комплекс включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Осматривая такие достопримечательности и общаясь с местными жителями, мы знакомимся с культурой и традициями этой страны. Народ здесь очень спокойный и доброжелательный. Вопреки моим ожиданиям, горячие южные ребята встречаются здесь не так часто как в Москве.

Теперь нам остается добраться до Еревана, и этот путь пролегает по хорошей дороге, которая спускаясь, однако порой подкидывает приличные затяжные подъёмы. Поэтому к Еревану мы приблизились уже во второй половине дня.

Город находиться в пологой долине и спуск в центр Еревана на велосипеде – это отдельное развлечение. Велосипеды катятся по дороге сами со скоростью сорок – пятьдесят километров в час. Едем по улицам наравне с автомобилями и автобусами. Теперь времени у нас остается только чтобы прогуляться по городу и ехать обратно к нашему автобусу. Празднуем окончание нашего горного трипа, и в этот же вечер небо снова затягивает тучами, на улице ощутимо холодает и начинается сильный дождь.

Возможно, именно благодаря такой погоде нам и удалось проехать по намеченному маршруту. Это путешествие стало самым высокогорным из всех наших поездок на Stinger. Мы вскарабкались на высоту более трёх тысяч метров. Проехав по разным дорогам на разных колёсах, мы сделали для себя выводы, что каждый из велосипедов имеет свой характер и это здорово, что теперь есть выбор. Во-первых, имея три основных размерности колес в линейке Stinger можно варьировать их в зависимости от роста и получать велосипед с отличными пропорциями именно для своих потребностей. Колёса размером 29 дюймов наверняка порадуют тех, кто любит более комфортное катание по пересечённой местности. Диаметр 27.5 – это очень приятный компромисс, при котором мы имеем и приличный накат и хорошую жесткость колеса. Ну а если вы ценитель быстрого разгона и наивысшей точности управления, то всегда есть колёса размером 26 дюймов. А главное, что мировые тенденции развития велосипедной промышленности, которые сейчас диктуют свои направления – полностью совпадают с вектором движения Stinger.

Человек издавна ездил верхом, и пожалуй велосипед сейчас – это самый демократичный вид транспорта. В наших испытательных поездках и тест-драйвах мы вновь соприкасаемся с чем-то настоящим, истинным. Мы катаемся в таких местах, куда проблематично добраться даже на джипе или мотоцикле. При такой погоде, когда и вертолёт туда прилететь не смог бы, мы получаем от этих поездок огромную радость, преодолевая трудные подъёмы, проезжая стремительные спуски, и это становится проще и доступнее для каждого. В этой поездке в нашей команде были люди с разной физической подготовкой, но благодаря хорошей команде и снаряжению, мы смогли совершить сложное и красивое путешествие. Приятно, что по прежнему есть люди, которые продолжают «изобретать велосипед» и дают нам всё больше возможностей для того, чтобы наполнить жизнь эмоциями и поделиться ими с вами.

Старая французская поговорка гласит: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». И как мы не старались быть вне этого вопроса, но тем не менее политика последних лет повлияла на курсы валют и заставила нас посмотреть шире в поисках новых интересных мест для поездки, и это, как ни странно открыло для нас новые горизонты. Немного поизучав электронную модель нашей планеты и послушав рассказы друзей, мы решили ехать к югу в Армению. Но поскольку просто перелететь на самолёте через Грузию и не побывать там заодно – было бы неправильно, то мы решили часть пути пролететь на самолёте, затем ехать до Тбилиси на автомобиле, а уже там сменить транспорт на двухколёсный.

Наш путь на автомобиле начинался аж в Приэльбрусье, куда все мы добирались разными способами, и где мы собрались всей командой, прибывшей сюда из разных городов. А раз мы уж оказались в этой мекке горнолыжного спорта и альпинизма, то не могли не проехаться тут немного для разминки, полюбоваться красотами окружающих гор с канатной дороги..

.. и сфотографироваться у знаменитой пушки, из которой обстреливают склоны гор специалисты противолавинной службы.

Эльбрус несомненно вызовет сильные ощущения у всех, кто побывает здесь. Кстати, очень хорошо, что мы прокатились в этих местах и нам стало ясно, что погода в предстоящие дни не собирается нас баловать и особенно там, куда мы собираемся, поэтому мы несколько пересмотрели свою одежду и снарягу. Нам ведь казалось, что мы едем на юг к солнцу! На деле всё вышло совсем не так. Прогнозы погоды с авторитетных сайтов предрекали нам суровое испытание и лишь пару относительно неплохих дней. Это моuгло стать серьёзной преградой и перечеркнуть все наши планы..

Окончательно укомплектовав состав нашей группы и снаряжения, едем дальше на автомобиле. Наш бессменный водитель Андрюха рулил по горным серпантинам с упорством зайца из рекламы пальчиковых батареек, а нам оставалось только отсыпаться или любоваться пейзажами за окном, прерываясь периодически для осмотра достопримечательных храмов или крепостных стен. Граница Россия-Грузия – проходится довольно быстро, главное не попасть в очередь из легковых автомобилей, а грузовики пропускают всех, простаивая сутками и неделями в очереди в отдельный грузовой терминал.

Погранпереход на Военно-Грузинской дороге был вновь открыт лишь пять лет назад. И это тоже явилось дополнительным стимулом проехать по ней. Качество покрытия в ряде мест оставляет желать лучшего.
Столица Грузии - Тбилиси – потрясающий город. Старый центр города очень интересен и красив. Сразу захотелось прогуляться здесь вечером и посмотреть на него в свете фонарей. Но это будет возможно только на обратном пути, а сейчас лишь короткая остановка, поскольку нам нужно попытаться вписаться в зыбкий график предполагаемой погоды.
Оставив наш автомобиль, мы въехали в наш первый ходовой день. Не хотелось, чтобы он был слишком длительным и трудным, поэтому проехали мы совсем немного. Дорога вполне хорошего качества и пролегает в основном через небольшие поселки и деревеньки.
Совсем не рассказал вам о наших планах на поездку! Мы намереваемся совершить самое «высокое» путешествие из всех совершенных нами на Стингерах. И опробуем все три самых распространенных размера колёс 26’, 27.5’ и самый большой 29’. Интересно сравнить их в идентичных условиях. А пока мы не торопясь катимся по дорогам, плавно набирая высоту с каждым днем. Дождь периодически накрапывает, заставляя ехать в дождевиках, а я подбадриваю друзей, говоря, что если была бы жара под сорок, то было бы ещё хуже.

Сначала мы не понимали, почему почти все автомобили сигналят нам. Оказалось, что нас просто приветствуют. Это может раздражать или наоборот быль очень приятным развлечением в пути – всё зависит от твоего отношения и настроя.

Культ заниженного седана здесь явно присутствует. Каждый владелец черного мерседеса или белой лады ухаживает за своим авто очень трепетно. Впрочем, и старые редкие машины не остаются без внимания. Наиболее распространенный вид малого бизнеса – это наверное автомойка и работы хватает на всех.

В Грузии, судя по всему, живется неплохо. Мы часто видели довольно дорогие авто и приличные дома.

А вот когда попадаешь в Армению, ситуация сильно меняется. Здесь мы уже чаще видели непривычно-старые автобусы из детства.

Когда нам приходилось искать место для ночлега, то мы просто сворачивали с дороги на близлежащую поляну. Обычно после этого кто-нибудь приходил и сообщал нам, что это его земля, но мы можем здесь ночевать, и никто нас не побеспокоит. Однажды нам даже дали номер телефона, чтобы мы всегда могли позвонить, если что не так. Вот так проявлялось кавказское гостеприимство по отношению к нам. Очень корректно и не так навязчиво, как это бывает на вокзалах или рынках.

Поскольку нам предстояло подняться на высоты, где уже есть вероятность познать симптомы горной болезни, то планируя маршрут, я выбрал такой путь, чтобы каждая следующая ночёвка находилась несколько выше предыдущей - так нам проще будет адаптироваться к высоте.

Переехав границу Грузии и Армении, мы ехали по дороге в сторону озера Севан, а погода совсем не планирована нас баловать. Наоборот, над нами сгущались тучи, нависали низкие облака, в общем мы попали в нормальную осень. Хотя если почитать рассказы разных туристов, бывавших здесь раньше, то они рекомендуют бывать в этих краях двумя месяцами позже, чтобы не попасть в летний зной.

В один из дней, когда мы проезжали деревню Лермонтово, нам стали встречаться люди совсем не привычной для Кавказа внешности. Оказалось, что с давних пор здесь есть пара мест, где осели староверы. Они ведут традиционное хозяйство и живут в отдалении от больших городов.

Как это ни странно, но велосипедисты нам попадались крайне редко, хотя путешествовать на великах здесь довольно приятно, автомобильное движение не напрягает, а порой даже помогает преодолевать подъёмы!

Первая поломка произошла по моей оплошности. На Олином велосипеде прямо на ходу выпадает педаль из шатуна. Оказывается, я не проверил затяжку при сборке, поскольку отвлекся! Это повергает меня в ужас, ведь ремонт резьбы в нашей поездке сделать нереально и это грозит сорвать все планы! К счастью, резьба оказалась повреждена незначительно, и мы смогли установить педаль. Друзья, проверяйте всё в тысячный раз!

Вначале солнце ещё светило нам, но в последующие пару дней погода испортилась до такой степени, что приходилось ехать в теплой одежде и включать фонари даже днем.

Старые травмы дают о себе знать, когда крутишь в подъём, а вокруг сырость и холод. Серёгино колено подаёт сигнал SOS. Такие штуки могут расстроить все планы, поскольку сейчас нам надо не просто добраться до самого основного подъёма, но и сделать это вовремя, чтобы поймать единственный благоприятный день для преодоления самого сложного участка пути.

Всё это порядком истощило наш запас сил и энтузиазма, поэтому оказавшись в городе Дилижан, мы решили заночевать в небольшой гостинице, чтобы просушить вещи и хорошо отдохнуть.

В дальнейшем, нам ещё какое-то время пришлось ехать под дождём и в тумане. Судя по GPS, впереди нас ждёт трудный перевал, и только после мы сможем увидеть озеро Севан. Но что это? Когда я строил маршрут, то не заметил на электронном глобусе тоннель сквозь гору и теперь нам не надо подниматься по старому серпантину, а можно просто прокатиться по тоннелю длиной четыре километра.

Рабочие, обслуживающие тоннель приглашают нас в свой домик, чтобы выпить горячего кофе и погреться. Они рассказывают о своей работе. Потом один из них позвонил своей жене, которая находится по другую сторону хребта у озера. Она сказала ему, что там погода гораздо лучше, дождя нет, и светит солнце. Не верится, что такое может быть! Нам остается только проехать туда и посмотреть своими глазами на это.

Сам тоннель внутри наводит проезжающих на довольно мрачные мысли. Мы ехали в один ряд, включив все фонари спереди и сзади. Конечно, этот тоннель был совсем не похож на то, что мы видели в Норвегии и Австрии и Швейцарии. Освещение оставляет желать лучшего, а порой оно совсем пропадает. Вентиляция здесь присутствует весьма условно и внутри очень душно, а из стен сочится вода, но после того как мы прокатились под прохладным дождиком – это всё было как приятное развлечение. А главный сюрприз, несмотря на предупреждения – был в конце.

До сих пор не понятно как такое может быть - горы, как забор сдерживали облака, струившиеся по ущельям, и не позволяли непогоде наброситься на Севан.

Чтобы не возить продукты с собой, мы каждый день заезжали в какой-нибудь поселок, пополнить запасы. На Севане довольно трудно найти приятное место для ночлега. Нам попался небольшой клочок леса на берегу озера, где было возможно поставить палатку и спрятаться от ветра, правда тут же выяснилось, что и у этого кусочка земли есть хозяин, который предложил нам оплатить стоянку в его кемпинге.

Это было совсем не дорого, но зато не пришлось ставить палатки в кучу мусора, изрядное количество которого устилало прибрежные зоны, свидетельствуя о недавней хорошей погоде и наплыве загорающих граждан.

Порой, во время кручения педалей в затяжные подъёмы, меня вновь посещала мысль, что дождь и прохлада – точно лучше, чем палящее солнце. Вспоминалось, как однажды в поездке по Крыму я не сумел осуществить и половины задуманного из-за невыносимого пекла.

А между тем, наш маршрут плавно уходил вверх, и здесь на озере высота достигла 1900 метров над уровнем моря. Севан – является самым значительным по размеру озером Кавказа. Площадь озера 1240 км², а максимальная глубина — 80 м.

Каждая следующая наша ночёвка была примерно на пятьсот метров выше предыдущей – такой график подъёма делает акклиматизацию практически незаметной.

С самого начала идея нашего путешествия состояла в том, чтобы осуществить велопробег, в ходе которого мы планировали пересечь Гегамский хребет, состоящий из вулканических кратеров и разделяющий собой 2 долины - ту, где находится столица Армении и ту, где мы находились теперь. Однако, ещё будучи на Севане и заехав осмотреть храм Севанаванк, мы увидели совсем неприятную картину на тех горах, которые собирались преодолеть. Там лежал снег, а вершины скрывались в тумане!

Ещё в начале поездки, я просматривал всевозможные погодные сайты и пытался подгадать так, чтобы в те два дня, на которые выпадало тепло и отсутствие дождя, оказаться на самом сложном участке пути. Но и теперь мы оставались в подвешенном состоянии. Всё-же, отступать было поздно и мы продолжили движение в надежде, что в самый трудный момент, солнце нам улыбнется сквозь облака.

Деревни становились всё меньше, а дорога плавно забирала в гору и теряла свои очертания в предзакатном тумане. Ехать становилось труднее и порой можно было с тем же успехом идти пешком. Периодически накрапывал дождик. Но присутствия духа мы не теряли. Очень радовало, что велики не доставляли хлопот в такой ситуации.

С полупустыми флягами и бутылками, мы незаметно для себя отдалились от источников воды. Поэтому хоть у нас и был запас еды на ближайшие дни, но без воды готовить её не возможно. Неужели нам придётся снова спускаться к воде? Казалось я всё предусмотрел, но пересохшее русло реки красноречиво намекало на то, что взобраться на хребет так просто не удастся.

Мы достигли отметки 2500 метров над уровнем моря, было уже совсем темно, и мы включили фонари. Карта говорила о том, что совсем скоро должен появиться спасительный ручей, но его не было.

Когда силы стали нас покидать, мы услышали отдаленные звуки в темноте, похожие на ржание лошади. Оказалось, здесь находится высокогорное пастбище, и несколько человек живут на нём постоянно, и конечно рядом есть источник воды!

Мы поставили палатки рядом с их территорией, приготовили ужин и провалились в сон.

Утром нас разбудил назойливый лай. Собака стояла около палаток и не замолкала ни на секунду. Казалось, она уже охрипла, но всё равно продолжала своё дело.

Хозяин и главный человек на этом пастбище Арам пригласил нас в гости на завтрак. Это было совсем неожиданно для нас. Нам принесли хаш – это суп, состоящий из бульона и хрящей. Варится это очень долго. А потом ещё угостили хлебом и пирогами собственного приготовления, да ещё и с местным сыром! Всё это было очень свежее и неимоверно вкусное!

Мы не привыкли так плотно есть с утра, но было очень вкусно, а в столь приятной обстановке и интересной компании время прошло незаметно. Эти люди рассказывали о своей жизни в горах, где они проводят по пять – шесть месяцев в году. А мы делились своими впечатлениями от поездки.

После плотного завтрака в гору поначалу ехалось трудновато, к тому же, досаждала собака, которая решила проводить нас пару километров. Вспомнилась прошлогодняя поездка по Исландии. Кажется, такой кортеж становится доброй традицией.

От назойливой собаки нас спас прокол колеса. Пока мы чинили камеру, собака привыкла к нашему присутствию, убежала и забыла о своей работе – лаять на разноцветных велосипедистов.

Когда топливо в организме уже заканчивалось, мы приблизились к самому интересному участку пути. Дорога по-прежнему вела туда, куда нам и было нужно – к перевалу, и обе колеи от автомобильных колёс были на месте, но вот ехать было уже невозможно.

GPS показывает, что до перевала ещё далеко. Нас очень вдохновляет, что прогноз сбылся и погода наилучшая для такого восхождения. Дует лёгкий ветерок, светит солнце, но жары нет. Мы оказались тут в самое подходящее время – есть все шансы, что пройдём перевал.

Нагрузка растёт вместе с высотой. Высотомер уже показывает три тысячи над уровнем моря. Периодически можно проехаться, но не долго. У нас с Серёгой начинается головная боль – первый симптом «Горняшки». Хорошо, что уже сегодня нам снова вниз, но для этого надо ещё набрать пару сотен метров по вертикали!

Хрустя коленями и постоянно пытаясь включить несуществующую пониженную передачу, мы наконец добираемся до перевала и устраиваем себе небольшой отдых.

Нашим друзьям Оле и Андрюхе кажется, что основной подъём ещё впереди и они упорно продолжают не верить мне, что это и есть высшая точка нашего путешествия – 3260 метров над уровнем моря. С перевала открывается красивейший вид на обе долины и на вулканы, составляющие хребет.

Однако и погодное окно, о котором мы мечтали всю неделю, пока ехали сюда, позволив нам сделать этот подъём, начинает понемногу закрываться, и намекает, что спуск будет стремительным.

Запасы воды во флягах снова на исходе, но мы очень бодро катимся вниз по ровным лугам – это настоящий восторг ощутить скорость и простор для выбора траектории движения. Каждый оставляет свой след на траве.

В долине снова попадаются источники воды рядом с пастбищами, а вместе с ними и суровые собаки, которые охраняют скот от волков. Арам рассказывал, что волки здесь бегают стаями численностью около дюжины особей и регулярно таскают овец себе на корм. Для нас же собаки становятся зачастую неприятным сюрпризом…

Приходится спешиваться. Такие огромные псы способны свалить с велосипеда. Они здорово пугают нас.

Спуск завораживает. Это неимоверно приятно – катиться вниз после нескольких дней тотального подъёма. Внизу нас ждёт…

… непонятно что нас ждёт внизу, а здесь нас ждут сплошные броды через ручьи, злые собаки и много крупных камней на дороге. Андрюха раскладывается на приличной скорости и бьётся коленом в камень.

При спусках тоже необходимо иногда устраивать отдых для себя и велосипедов. Тормозные колодки уже шуршат при торможении – значит, диски здорово перегреты.

На всех наших велосипедах тормозные механизмы Shimano. А мы уже знаем, что для них это нормальная рабочая ситуация. Проверено в нескольких путешествиях со Stinger.

Ночь в горной местности наступает очень быстро и мы, спустившись до уровня 1700 метров, ночуем в прекрасном ущелье. Настроение было отличное, погода подкинула сравнительно теплый денёк и можно было даже переночевать под открытым небом.

Здесь же неподалеку расположен основанный в IV веке пещерный монастырь Гегард. Скальные утёсы вокруг монастыря являются частью ущелья реки Гохт.

Само ущелье и монастырский комплекс включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Осматривая такие достопримечательности и общаясь с местными жителями, мы знакомимся с культурой и традициями этой страны. Народ здесь очень спокойный и доброжелательный. Вопреки моим ожиданиям, горячие южные ребята встречаются здесь не так часто как в Москве.

Теперь нам остается добраться до Еревана, и этот путь пролегает по хорошей дороге, которая спускаясь, однако порой подкидывает приличные затяжные подъёмы. Поэтому к Еревану мы приблизились уже во второй половине дня.

Город находиться в пологой долине и спуск в центр Еревана на велосипеде – это отдельное развлечение. Велосипеды катятся по дороге сами со скоростью сорок – пятьдесят километров в час. Едем по улицам наравне с автомобилями и автобусами. Теперь времени у нас остается только чтобы прогуляться по городу и ехать обратно к нашему автобусу. Празднуем окончание нашего горного трипа, и в этот же вечер небо снова затягивает тучами, на улице ощутимо холодает и начинается сильный дождь.

Возможно, именно благодаря такой погоде нам и удалось проехать по намеченному маршруту. Это путешествие стало самым высокогорным из всех наших поездок на Stinger. Мы вскарабкались на высоту более трёх тысяч метров. Проехав по разным дорогам на разных колёсах, мы сделали для себя выводы, что каждый из велосипедов имеет свой характер и это здорово, что теперь есть выбор. Во-первых, имея три основных размерности колес в линейке Stinger можно варьировать их в зависимости от роста и получать велосипед с отличными пропорциями именно для своих потребностей. Колёса размером 29 дюймов наверняка порадуют тех, кто любит более комфортное катание по пересечённой местности. Диаметр 27.5 – это очень приятный компромисс, при котором мы имеем и приличный накат и хорошую жесткость колеса. Ну а если вы ценитель быстрого разгона и наивысшей точности управления, то всегда есть колёса размером 26 дюймов. А главное, что мировые тенденции развития велосипедной промышленности, которые сейчас диктуют свои направления – полностью совпадают с вектором движения Stinger.

Человек издавна ездил верхом, и пожалуй велосипед сейчас – это самый демократичный вид транспорта. В наших испытательных поездках и тест-драйвах мы вновь соприкасаемся с чем-то настоящим, истинным. Мы катаемся в таких местах, куда проблематично добраться даже на джипе или мотоцикле. При такой погоде, когда и вертолёт туда прилететь не смог бы, мы получаем от этих поездок огромную радость, преодолевая трудные подъёмы, проезжая стремительные спуски, и это становится проще и доступнее для каждого. В этой поездке в нашей команде были люди с разной физической подготовкой, но благодаря хорошей команде и снаряжению, мы смогли совершить сложное и красивое путешествие. Приятно, что по прежнему есть люди, которые продолжают «изобретать велосипед» и дают нам всё больше возможностей для того, чтобы наполнить жизнь эмоциями и поделиться ими с вами.