Магнитик для холодильника
23.11.2021
Однажды, пару лет назад, в нашем экспедиционном автобусе появился сувенирный магнитик с изображением карты Швейцарии. Помимо него все наклейки и магниты были привезены из разных путешествий, пройденных этой машиной, а этот подаренный магнит долго не давал покоя. Чтобы он не висел, как пустое украшение, понапрасну вызывая много вопросов, нам и пришлось совершить этот трип.
Дорога до Европы нам уже давно известна по предыдущим поездкам. Трасса М1 выводит из города и прямиком устремляется сквозь Смоленскую область и Беларусь к погранпереходу Брест-Тересполь, а оказавшись в любой Шенгенской стране, ты вправе спокойно выбирать себе маршрут, не думая о границах.
Наш автомобиль проехал через Беларусь, Польшу, Чехию, Германию, Австрию, а затем, благодаря уснувшему штурману, перепутал дорогу и прохватил по Лихтенштейну, но в итоге всё-же благополучно попал в Швейцарию.
По пути мы проехали через всю Чехию, прогулялись по ночной Праге и посетили старинный город Пльзень!
А после этого сделали остановку в потрясающем чешском национальном парке «Славковский лес» близ города Карловы Вары и совершили там отличное двухдневное велопутешествие, для того чтобы немного раскататься и опробовать технику. Кстати о технике! На этот раз к нам в руки попали сразу две модели велосипедов Stinger. Это Alpha 3.7 и ReLoad 2.5.
Естественно удержаться от сравнительных характеристик в таком случае практически невозможно, да и, наверное, не нужно, поскольку это оказались совершенно разные по характеру машины и у каждой из них есть свои преимущества.
Но пока мы об этом ничего не знаем и, с удовольствием избавившись от автобуса после двухсуточного автопробега, начинаем наматывать километры на велосипедные колёса. Как же приятно прокатиться в теплый летний денёк по отличным велосипедным дорогам, которые петляют среди полей и лесов, то взбираясь на холмы, то спускаясь в долины рек.
Выехали мы совсем не рано, поэтому и тёмное время суток не заставило себя ждать. Здесь на помощь приходят фонари, и мы продолжаем катиться по ночным дорогам. Спать совершенно не хочется, а хочется ехать и ехать навстречу теплому ветру. Встречные и попутные автомобилисты ведут себя очень достойно: при виде велосипедов – притормаживают и обгоняют, только дождавшись момента, когда это можно будет сделать абсолютно безопасно.
В прошлом году мы уже побывали в Чехии и ещё тогда прониклись уважением к этой небольшой стране. Огромное количество велосипедных маршрутов позволяет кататься здесь с любыми скоростями и по любому покрытию. В ночные часы мы выбираем асфальт, а днём отдаем предпочтение грунтовкам. Однако всю ночь напролёт крутить педали тоже не станешь, и мы с помощью подсказки местного жителя находим небольшой кемпинг у реки.
Под журчание воды и шум деревьев спать очень приятно. Впечатления от увиденного в пути переполняют, поэтому во сне ты тоже продолжаешь куда-то ехать.
Это была первая полноценная ночёвка в этом путешествии. Мы спали на ровной земле, а не в трясущемся автомобиле, где нужно меняться за рулем через каждые 3-4 часа.
Мы позволили себе отдохнуть, поэтому проснулись позднее всех наших соседей, путешествующих по воде на каноэ, и вид этих бравых водников натолкнул нас на мысль: а что если и нам прокатиться по тропинке вдоль реки? Ведь она приведёт нас как раз туда куда нам надо!
Недолго думая отправляемся в путь по новому маршруту и вскоре достигаем города Карловы Вары. Там мы слегка заблудились, поскольку наткнулись на изображение фонтанчиков и указатели, которые предписывали подниматься в гору, но впоследствии нам пришлось всё-же спуститься. В Карловых Варах находятся одни из самых известных в Европе минеральных источников. Мы тоже решили осмотреть это место, отдохнуть и хлебнуть минералки. Это оказалась совсем не такая минеральная вода, какую мы привыкли покупать в пластиковых бутылках. Прежде всего, она здесь горячая - от 30 до 72 градусов! Ну и конечно имеет весьма специфический запах и привкус.
Как известно любому путешественнику, города затягивают в себя и высасывают время совсем незаметно. Так происходит и с нами. Всякий раз, попав в город, мы с удовольствием делаем остановки и рассматриваем достопримечательности.
Солнце после обеда находится в самом неподходящем положении с точки зрения передвижения на велосипеде. Асфальт - тоже «пышит жаром». Мы чувствуем себя примерно как в духовке. Пот заливает лицо, а кожу обжигают ультрафиолетовые лучи, но нам необходимо проехать ещё несколько десятков километров. Отъехав от города сворачиваем с асфальтовой дороги и мчимся по извилистым грунтовкам. Вода в бачках быстро заканчивается, и мы делимся друг с другом остатками минералки. Нас спасает то, что дорога периодически ныряет в прохладу лесов, а на полевых участках вдоль обочины здесь принято выращивать яблони и груши.
Наша разминка удалась. Мы проверили технику и себя в условиях дорог от хорошего до среднего уровня. Велосипеды пока ведут себя достойно. Только на одном из Stinger Reload 2.5 появилась «грыжа» на покрышке. Мы решили не ремонтировать, а проверить, как будет развиваться этот изъян под действием нагрузки.
На юг - в Швейцарию
Снова мелькают деревья, проносящиеся за окном автомобиля. Прекрасные автострады Германии, Австрии, Лихтенштейна и Швейцарии доставили нас и наши байки в самую дальнюю точку путешествия. Постояв в незначительной по московским меркам пробке, мы попадаем в центральную часть Швейцарии - город Люцерн.
Кемпинг нашелся не сразу. Мы въехали на его территорию как обычно после закрытия, что кстати не является серьёзным препятствием для задержавшихся в пути туристов. Вы имеете право открыть ворота и разместиться на свободной площадке, а утром можете оплатить свое пребывание. Так мы и сделали.
Утром перед выездом обязательно проверяем настройку всех систем, подтягиваем спицы. Лёха меняет на своем велосипеде изношенные колодки. Нам предстоит нелёгкий путь с изобилием подъёмов и спусков, но парни ещё не представляют себе их количество, поэтому полны энтузиазма.
Кстати, замена колодок на дисковых тормозах велосипеда ReLoad 2.5 очень проста и не составит труда даже для начинающего велосипедиста.
Швейцария встретила нас проливным дождём и мокрым асфальтом. Здесь пришла очередь испытать на прочность и дождевую экипировку. Первые километры Швейцарской части мы катились по велодорогам вдоль прекрасных озёр и ничто не предвещало трудностей. Один местный житель даже сам вызвался показать дорогу, когда увидел, что мы разглядываем карту. Но вскоре дождь сменился на солнце, а горизонтальные дороги – на трудный, уходящий в небо, тягун.
Очень хорошо, что мы уже размялись в Чехии. Набор высоты на этом «первом» подъёме превысил тысячу метров, и ведь это был только первый серьёзный взлёт. Мы преодолевали его под звон коровьих колокольчиков, дудку почтового автобуса и хруст переключателей, забрасывающих цепи на пониженные передачи.
Если что-то и должно было сломаться, то, наверное, именно в таких условиях, но оборудование Стингеров справляется со своей задачей. Посмотрим, что будет дальше, ведь это только начало серьёзных испытаний.
Проехав в тот день менее шестидесяти километров, мы ставим лагерь в лесу, неподалёку от перевала. Солнце в горах заходит быстрее, чем хотелось бы, и мы едва успеваем набрать воды и поставить палатку.
С утра перед выездом - стандартная проверка техники. Оказалось, что заднее колесо на одном из великов слишком мягкое и нужно подкачать его. Лёха скручивает колпачок, и вдруг ниппель, предательски шипя, улетает в траву.
Расправившись с непослушным ниппелем, под моросящим дождиком, выдвигаемся дальше по маршруту, имеющему обозначение «Panorama Bike 2». Этот маршрут разработан специально для тех, кто путешествует на горных велосипедах. Периодически приходится то карабкаться в гору, то стремительно сливать набранную высоту. Чем дальше мы уезжаем от «цивилизации», тем реже на нашем пути встречаются жилые постройки. Правда тут следует оговориться, что в Швейцарии, где даже горные пастбища оборудованы электрозаборами, «цивилизация» присутствует повсюду. И высокотехнологичная скульптура велосипедиста, который вращает педали весь день, благодаря встроенной в спину солнечной батарее, смотрится здесь даже несколько архаичной.
«Панорама байк 2» периодически пересекается с менее трудной четвёртой велодорогой, для дорожных велосипедов, и таким образом подкидывает соблазн свернуть и объехать кусочек по асфальту. У нас за плечами уже несколько перевалов, а впереди ещё неизвестное количество. Не всем участникам легко даются постоянные апхиллы по каменистым тропам. Психологическая атмосфера в нашей банде становится пасмурной...
Следующий ходовой день приносит новые трудности.
Таких знаков мы раньше не встречали. Он дает вам понять, что вы не сбились с маршрута, не пугайтесь, просто здесь вам придётся немного прогуляться пешочком...
Контактные велотуфли как копыта скользят по мокрым камням, поэтому нам приходится применить способ передвижения «рули-толкай», когда один толкает, а другой направляет его энергию в нужную сторону.
Сперва казалось, что столь крутых подъемов больше не будет, GPS показывет стабильный и плавный набор высоты, однако стоит увеличить масштаб, и тут же становится понятно, что такие сюрпризы будут подстерегать нас частенько. Ванёк начинает всё чаще высказываться о сомнительности нашей затеи. После травмы колена он ещё не окончательно реабилитировался и опасается больших нагрузок. Мы проверяем по карте возможности сокращения пути.
Выясняется, что объезд и сход с этого маршрута невозможен, либо затруднителен в той точке, где мы теперь оказались. Поэтому, слегка снизив темп, продолжаем брать перевалы один за другим. К концу дня наша тропа поднимается на вершину хребта и перед нами открывается совершенно восхитительный вид на Альпы. Как сказал Ваня: вот это совсем другое дело! Ради такого стоило карабкаться!
После дождя, горы в лёгкой дымке смотрятся ещё красивее и загадочнее. Силуэт Эйгера, известный многим по рекламе и этикеткам, выглядит очень внушительно. На это можно любоваться часами.
Теперь такие пейзажи преследуют нас практически постоянно. Мы движемся по горным хребтам, сваливаясь вслед за дорогой, то на одну, то на другую сторону. А иногда, когда мы останавливаемся отдохнуть и поесть черники, нас преследуют местные коровы, которым явно понравились наши новенькие велосипеды!
Постоянные подъёмы и Ванина травма не позволяют двигаться достаточно быстро, поэтому чтобы успеть проехать нужное расстояние, мы едем до самых сумерек и уже в темноте ставим лагерь и готовим ужин.
Следующее утро выдалось ещё более влажным и туманным, чем предыдущий день. Мы предусмотрительно заночевали на перевале, чтобы не начинать день с тяжелой физической работы.
Но даже езда вниз по мокрой каменистой дороге при столь ограниченной видимости доставляет массу острых ощущений. Перед одним из поворотов Ванёк разогнался больше нужного и заметив, что дорога резко уходит вправо, схватился за тормоза, велосипед подпрыгнул и его начало бросать из стороны в сторону как мотоцикл на шоссейных гонках. Все остальные ехали сзади и несколько секунд наблюдали это родео, после которого Ваня вместе с велосипедом всё-же вылетел с трассы, и мы смогли встретиться с ним только на следующем изгибе серпантина.
Нам всем повезло, и наш товарищ остался цел. Съехав с дороги, он проскользил по мокрой траве и сумел избежать столкновения с деревьями, велосипед тоже не получил никаких серьёзных повреждений.
Перевалив через два массивных горных хребта и спустившись с них, мы оказались в долине, где было уже немного потеплее. Практически весь следующий день мы катились вдоль озер и этот день нам был очень нужен, поскольку по сравнению с тремя предыдущими днями, это почти как отдых, несмотря на то что мы выбрали не самый лёгкий путь и всё равно постоянно то набирали, то теряли высоту.
Нам довелось даже прокатиться по дорогам для электровелосипедов. Сперва мы не понимали, как эти пенсионного возраста велосипедисты так легко обходят нас, причём в гору! Приглядевшись внимательно, мы стали замечать аккумуляторные батареи на их прогулочных байках.
В завершении этого четырёхдневного велопробега мы устроили небольшой финишный спурт. Дело в том, что оплату за парковку автомобиля мы должны были внести в кемпинге до восьми часов вечера. Мы поняли это, когда у нас оставалось всего несколько минут и ещё шесть километров впереди. Оставив раненых товарищей, мы с Данилом пустились в погоню за временем. Попеременно преследуя друг друга на колесе, нам удалось застать работницу кемпинга, которая уже закрывала окно. Вот теперь можно немного отдохнуть!
Швейцария. Часть вторая
К счастью, путешествие на этом совсем не закончилось. Мы снова переезжаем на машине в другую часть страны. На этот раз мы базируемся на северо-востоке Швейцарии. Впереди новое потрясающее путешествие по горам Аппенцеллерлэнда.
Предыдущая поездка, ночной автоперегон, поиски кемпинга и устройство базового лагеря порядком истощили запас сил в организмах. Поэтому отдых необходим, и мы позволяем себе остаться в лагере до обеда. Но солнечная погода и вымытые велосипеды намекают нам на то, что пора сесть в седла и узнать, что скрывается там за горами.
Сперва движемся по асфальту, но уже через пару десятков километров начинаются грунтовые тропы сквозь заповедные леса. Порой дорога сильно забирает вверх. В лесу довольно холодно, поэтому, когда останавливаешься подождать отстающих, быстро остываешь. С набором высоты лес становится карликовым и вскоре исчезает совсем.
Сумерки наступают внезапно и как всегда застают нас врасплох. Но вид с перевалов завораживает, и мы позволяем себе небольшую фотосессию.
Когда солнце висит совсем низко над горами, а впереди спуск, то лучше надеть ветровку и установить фары. На скоростях ближе к шестидесяти тряска может разрушить любые велокомпоненты, и мы приятно удивлены, все велосипеды нашего тест-драйва с честью выдерживают очередные издевательства.
Ночь теперь в полном разгаре и поэтому нам приходится проигнорировать запреты и заночевать прямо на территории заповедника. Мы прячем велосипеды за холм и ставим палатку в низине за большим деревом, чтобы не было видно с дороги. А утром поднимаемся до рассвета для того, чтобы как можно быстрее отправиться в путь. Как выяснилось позже, штраф за такое нарушение может составить несколько тысяч евро! Ни в коем случае не повторяйте за нами.
Морозное утро подкидывает новый подъём, в который не получается ни ехать, ни толкать груженый велосипед. Снова помогаем друг другу.
Останавливаемся для завтрака в горном приюте. Здесь никого нет, но двери открыты. На столе в доме расставлены бутылки с напитками и шоколад, а рядом лежит листок с ценами и коробочка для денег. Очень приятное место для отдыха.
Однако странные таблички на маршруте указывают на некую опасность. Возникает вопрос: неужели «эхо войны»? И если да, то какой войны?
Оказалось, что дело совсем не в войне. Здесь-же возле дома в корыте валяются несколько снарядов, которыми лавинная служба обстреливает склоны гор.
Наше прохладное утро, начавшееся так рано и сумбурно, перетекает в жаркий солнечный день. Едется очень тяжело, ты, инстинктивно, пытаешься найти любую незначительную тень и находясь в ней ехать немного медленнее, чтобы охладиться.
Вскоре, перевалив основной хребет, мы плавно начинаем огибать горный массив, постоянно оставляя пик Сантис слева от себя. К обеду выехав под палящим солнцем к Рейну, устраиваем привал в тени дерева. Пока готовится обед, все желающие могут прогуляться пешком в Австрию.
Велодорога вдоль Рейна – прямая как стрела, многим понравится путешествие по ней. Мы же проедем этой дорогой лишь пару десятков километров.
Тучи снова сгущаются над нашими головами. А я снова допускаю ошибку в ориентировании и говорю уставшим парням, что серьёзных наборов высоты больше не ожидается. Как же я ошибался!
Чтобы вернуться в базовый лагерь, нам необходимо подняться из долины Рейна на перевал и снова спускаться к Аппенцеллю. К этому моменту у нас позади уже более полутысячи километров и каждый подъём даётся с трудом. Мы пытаемся шутить и подбадривать друг друга.
Вскоре нас настигает дождь и как всегда предательски - на спуске. Скорость растёт, порой достигая шестидесяти километров в час, колени болят от холода, но тормозить – значит потерять лишние силы.
К нашей радости, хозяйка кемпинга, где стояла наша машина, предлагает нам не спать в палатках под дождем, а разместиться в теплом и сухом доме. Мы были счастливы услышать такое предложение.
Домой... в Чехию!
Утром мы снова грузимся в автомобиль, чтобы начать движение к дому. По пути мы делаем незначительный крюк и заезжаем на всемирно известную велосипедную выставку в немецкий город Фридрихсхафен. Здесь можно лицезреть все последние тенденции развития велоиндустрии. Посетить такую выставку будет интересно любому велосипедисту.
Вновь мелькают пейзажи за окном машины. Мы мчимся в сторону дома, но чтобы путешествие не заканчивалось так сразу, мы заедем по пути в интереснейшее место – национальный парк «Бескиды» на юго-востоке Чехии, уже ставшей нашей отправной точкой в путешествиях по Европе.
И вот, мы снова снимаем с крыши наши байки. Закупаем карты местности в ближайшем супермаркете. Маршрут с лёгкостью сочиняем на ходу, предварительно определив лишь направление поездки. Бескиды - это название горного массива. Горы в Чехии не высокие, но они способны вымотать путешественника не хуже, чем Альпы. Здесь горизонтальные дороги можно найти лишь в населённых пунктах. Всё остальное время – наборы высот и каменистые грунтовки.
Не желая останавливаться на достигнутом, уже под вечер мы сворачиваем с крупной дороги на узкую гравийную. Она ведёт через вершины гор к долине реки, у которой возможна ночёвка. Ваня не поддерживает нас в этом начинании, и выбрав более простой путь, едет к кемпингу и будет ждать нас там. Мы остаемся втроем. На одном из крутых подъёмов раздаётся оглушительный хлопок. Лёха, который ехал в трех метрах позади меня, подумал, что это ружейный выстрел.
Всё оказалось гораздо прозаичнее. Борт покрышки перетёрся в месте соприкосновения с ободом, и камера лопнула под давлением. Уже никуда не торопясь, достаём фонари и ремонтируем шину.
Ванёк отправляет нам координаты кемпинга, где нас готовы принять. И лишь глубокой ночью мы добираемся до цели. Мы снова в полном составе.
Новый день и новый драйв. Решив, что заминка – столь же необходима, как и разминка, выбираем общеевропейскую велодорогу, которая отмечена желтыми указателями. Такие дороги обычно рассчитаны на то, чтобы по ним могли двигаться даже пожилые люди и велосемейки с прицепами для детей. Но в этот раз что-то пошло не так, впрочем, как обычно. Сперва мы долго ковырялись по корням, взбираясь вверх, потом повстречали пеших туристов с треккинговыми палками. Они сообщили нам, что тропа дальше будет крутовата и на велосипедах там не ездят.
Да, Чехи как всегда порадовали. Наши велосипеды бросало по корням из стороны в сторону. Я переживал за своё порванное колесо. Переключатели долбят по раме как крупнокалиберный пулемёт. Тормоза сухо шуршат от перегрева. Спуск пройден без потерь.
Или почти без потерь. Данил в процессе падения ударом колена повредил манетку SRAM. Но несмотря на трещину в металлическом корпусе, манетка не утратила своей работоспособности, а колено Данила окрасилось в фиолетовый цвет.
Вскоре выскакиваем в долину к речке и быстро мчимся по велодороге у воды. При преодолении брода я всё-же пробил снова своё травмированное колесо, но это уже мелочи, теперь впереди только асфальтовая скоростная трасса и дорога домой.
В очередной раз удивляюсь тому, как живучи оказались наши велосипеды. Нужно отметить, что с этого года на Альфе новая дисковая гидравлика Shimano. Сперва мы скептически отнеслись к такой замене, но теперь стало ясно, что это просто отличные тормоза. Модуляция на уровне, а при перегревах изменяется только звук, но не качество торможения. Стабильно останавливают велосипед и в дождь, и в жару, сами лишь покрываясь абразивной пылью и сохраняя при этом настройки. Трансмиссия тоже не перестает радовать. Редкие сбои случались только иногда после падений, но настроив систему вновь можно надолго забыть о ремонте. Колёса велосипедов выглядят солидно, и вероятно они не самые лёгкие, но запас прочности ободов и втулок просто великолепен. Мы ни разу не выправляли восьмерки и не подтягивали спицы, хотя позволяли себе многое, и возможно даже лишнее :)
ReLoad 2.5 очень порадовал своей поперечной жесткостью. Он прекрасно разгоняется и стабилен в поворотах. Классическая конструкция с мощными задними перьями круглого сечения – отличный выбор. Alpha 3.7 - имеет свои преимущества. Эта рама амортизирует мелкие вибрации, имеет отличный накат с горы и на плоскости. Высокий рулевой стакан и вынос – просто спасение для спины и шеи, особенно при длительных поездках, таких как наша. Нам удалось проехать более семисот километров, а набор высоты в полтора раза превысил наш прошлогодний результат и составил восемнадцать тысяч метров! Мы стерли до состояния слика совсем новенькие покрышки и несколько пар колодок, растянули цепи и даже порвали седло. Но всё обслуживание велосипедов свелось к заменам расходников, мы практически не занимались ремонтом и серьёзной подготовкой техники, взяв её прямо со склада. Это позволило нам побывать в таких прекрасных местах, пройти очень красивый и сложный маршрут и получить потрясающие впечатления от путешествия. Благодарим Stinger за отличные байки и море удовольствия! Велосипеды серии Alpha и ReLoad – можно безоговорочно рекомендовать для самых экстремальных условий. Это выносливые машины для путешествий, спорта и на каждый день.
Автор: Юрий Соколов