Высокие горы - Низкие Татры. Словакия 2017.
11.01.2022
Казалось бы, вся Европа видна, как на ладони и горы все видны на картах. Однако у всех на слуху только Альпы, Урал и Кавказ, изредка в беседах завзятых путешественников всплывают Доломиты и Карпаты, но совершенно ничего не слышно о Низких Татрах.
Низкие Татры – достаточно обширная и развитая горная система. Она не имеет высоких гор. Высшая точка Низких Татр - гора Дюмбьер 2043м. А это именно то, что нужно для поездок на велосипедах. Для нас такое белое пятно на карте наших путешествий – это знак, что именно туда и нужно отправиться на разведку и узнать, высокие ли горы эти Низкие Татры?
Чтобы путешествие не стало томной поездкой по пивным республикам бывшего соцлагеря, мы решили применить в качестве шасси не что иное, как кота в мешке. «-При чём тут кот?», спросите вы, это же Stinger! Да, конечно, это будет Stinger, но какие именно модели и комплектации достанутся нам, оставалось сюрпризом вплоть до самого отъезда.
Линейка велосипедов, подходящих для наших путешествий сейчас уже довольно, обширна и поэтому мы решили – пусть разработчики сами выберут то, что им хотелось бы протестировать с нашей помощью. А уж мы приложим все усилия, чтобы дать этим велосипедам максимальную нагрузку, которую смогут выдержать именно выбранные для нас модели.
Дорога в Словакию на автомобиле – одно удовольствие. Смоленская область, Белоруссия, Польша… самая медленная страна, пожалуй, как раз Польша. Здесь присутствуют скоростные автобаны, но они совсем не ведут туда, куда нам надо, а именно в направлении города Липтовский Микулаш, откуда и берёт старт наш велосипедный поход.
На то, что здесь сохранилась великолепная и чистая природа намекают совы, которые спокойно спят на берёзе в кемпинге прямо над нашей палаткой. Теперь мы знаем, что любоваться ими следует аккуратно, стоя немного в стороне, ведь совы спят и не контролируют себя. Вы можете попасть под обстрел.
Начало пути ознаменовалось небольшим дождиком, но он совершенно не испортил красоты озера Липтовска Мара, которое нам нужно объехать, чтобы оказаться в горах. Озеро это своеобразный центр водных видов активности. Здесь катаются на лодках и гидроциклах, ловят рыбу и добывают электричество с помощью плотины и небольшой гидроэлектростанции. Проезд по дамбе оказался закрыт, но сфотографироваться вполне можно.
Пока едем по хорошим дорогам в пригороде, прикатываемся к новеньким Reload с колёсами размерностью 29 дюймов. Первые впечатления очень приятные, большие колёса имеют хороший накат, а велосипеды по ощущениям стали легче предыдущих модификаций и смотрятся очень гармонично.
Отъезжая чуть дальше от города и озера, мы начинаем приближаться к горам. Тут я специально выбрал дороги с набором высот и грунтовым покрытием, чтобы сразу дать небольшую нагрузку участниками и их велосипедам.
В этих местах почти всегда можно объехать препятствие несколькими разными путями. Это очень здорово для велосипедистов, потому что можно варьировать маршрут исходя из текущей погоды и своего физического состояния.
Наличие совы в кемпинге совершенно справедливо подсказывало, что здесь очень чисто. Низкие Татры – национальный парк и они являются одним из самых экологически чистых мест в Европе.
Тут всегда можно найти отличную полянку и источник чистой воды, чтобы пополнить запасы и устроить обед. Кстати с провиантом в местных магазинах дела обстоят довольно удачно. На словацких прилавках есть все привычные нам виды продуктов, супов, мяса и сыра, а цены сопоставимы с нашими. Поэтому если вы планируете закупку питания для похода, можете смело делать её здесь. Мы же слегка перестраховались и привезли с собой особо любимые яства для путешествий.
Подкрепившись и отдохнув на природе, мы почувствовали в себе силы, чтобы проехаться по крутой грунтовке вверх к нашему первому перевалу. Дорога размыта дождями. Попадаются крупные камни и много скользкой древесины. Ехать очень трудно, и мы часто спешиваемся.
А вскоре получаем и первое приключение, которое ставит под сомнение весь наш маршрут. На одном из велосипедов сломался петух, которого у нас нет в запасе. Переключатель повис на тросе, напоминая собой знак вопроса. Что будем делать дальше?
Ведь велосипеды привезли нам в самый последний момент перед отъездом, забыв в суматохе снабдить нужными запчастями. У нас уже не было возможности подыскать подходящего петуха, чтобы взять с собой, и мы решили рискнуть и впервые выехать на маршрут без этой замысловатой детальки в ремнаборе.
К моменту поломки мы уже почти добрались до перевала, поэтому решили примотать переключатель к раме, пройти ещё немного пешком. А затем мы планировали спуститься к более качественной дороге и по ней влезть ещё на один перевал, чтобы потом можно было накатом доехать в ближайший населённый пункт и там попытаться придумать выход из положения.
Естественно, как полагается в таких случаях – практически сразу начался дождь и следом за ним ночь. Мы уже в темноте добрались до городка Липтовска Осада. Там оказался довольно большой по местным меркам спортивный комплекс, где добрая девушка со стойки регистрации, позвонила своим друзьям и попросила, чтобы они помогли нам найти жильё.
На свежую голову было принято решение снять с другого велосипеда идентичный петух и отправиться на поиски такого же в соседние более крупные города. Местные ребята, которые сдали нам дом, оказались велосипедистами и подсказали где можно найти магазин с запчастями.
Рано утром на первом же автобусе, я отправился в Ружомберок. Там есть целых два веломагазина. Эти магазины оказались размером с небольшой отдел велорынка в Сокольниках. Надежда падала. Магазины с запчастями работают только с десяти часов утра, поэтому в ожидании, я нервно поедал мороженое и булки из соседнего продуктового, а ещё зашел в пункт обмена валюты и поменял там 150 долларов на 159 евро. Сразу конечно я не оценил красоты момента, но потом мы вместе с ребятами посмеялись над таким курсом, и подумали, что стоило бы привезти сюда побольше долларов, раз их здесь так высоко ценят.
В магазине было всего восемь петухов и некоторые из них были одинаковыми. Совпадение невозможно, потому что вообще в мире существуют сотни разновидностей петухов или петков, как их называют словаки. Но здесь свершилось чудо. Один из петухов на прилавке был в точности как наш, только черного цвета. Это огромная удача. Он был единственный. Я сразу схватил его и помчался на обратный автобус, чтобы порадовать друзей.
Путешествие продолжается! Мы снова устанавливаем переключатель на место и продолжаем свой путь. Теперь нам нужно ехать очень аккуратно, чтобы не сломать эти драгоценные детали. Нам невероятно повезло так легко выкрутиться из этой ситуации. Правда мы потеряли время. Не совсем понятно как быть с нашим маршрутом. Вероятно его придётся корректировать на ходу, но при таком количестве велодорог как здесь, думаю это не составит большого труда. Наш настрой снова сменился на оптимистичный.
Очень радостно снова двигаться по намеченному пути. Периодически даже в самых захудалых деревеньках здесь можно встретить неплохую пивную, где можно отобедать на свежем воздухе и попробовать местного разливного пива.
Внимание привлекают старые вросшие в землю автомобили Прага. Их здесь довольно много и часто они ещё на ходу. Хозяин пивной рассказывает нам об истории этих мест. Оказывается, что разрушенное здание в давние времена служило станцией по смене лошадей на старинной дороге, которая насчитывает уже не одно столетие.
Очень приятно ехать по таким местам с богатой, уходящей вглубь времён, историей.
Асфальт, как и планировалось, быстро заканчивается, и мы поднимаемся всё выше под облака. Велосипеды нас радуют. Мы делаем регулировки переключателей по ходу движения, поскольку грязь понемногу забивается в рубашки и тросы притираются к оболочкам, слегка меняя настройку механизмов.
Вскоре ехать становится совсем тяжело. Дорога начинает намокать от дождя, который сопутствует нам в самые интересные моменты поездки. А кроме того, по мере нашего подъёма, поднимается и ветер.
В верхней части нам приходится совсем туго, и мы поочередно помогаем друг другу закатить велосипеды по самому крутому участку тропы. Совсем не хочется отстёгивать багаж, а катить велосипед с багажом по мокрым камням не удаётся.
На хребте, с которого в ясную погоду открывается прекрасный вид – сейчас совершенно ничего не видно. Сквозь туман слегка проглядываются силуэты какого-то метеорологического оборудования.
Но и здесь Словаки придумали, как показать туристам красоту ландшафта. На случай непогоды установлены небольшие стенды, и с их помощью даже в такой мгле можно полюбоваться красотой горного пейзажа с обозначением географических названий. Забавная штука.
Долго стоять и любоваться видами на картинках совсем не хочется. Ветер продувает даже непродуваемую одежду, моросит холодный дождь. Нам вспоминается поездка по Исландии. Температура воздуха как раз около 7 градусов, а ощущается это как будто сейчас ближе к нулю.
Стуча зубами и щёлкая переключателями, спешно едем вниз. Дорога позволяет насладиться вполне экстремальным спуском. Останавливаемся иногда, чтобы отогреться самим и остудить тормоза. Очень сильно отдаёт в запястья каждым камнем. Не могу понять, что случилось с моей вилкой. Она не работает?
У Ванька с вилкой та-же история. Он падает на скользких камнях. Проверяем блокировку. Вилки не заблокированы, но почему-то срабатывают крайне медленно. Как будто включился демпфер. Вероятно низкие температуры сыграли злую шутку с механизмами.
А тем временем становится темно и на нашу удачу вдалеке показались огни горной хаты. Скатываемся к дому в последних лучах заходящего солнца. В этих горах сейчас не сезон, поэтому в трёхэтажном доме совсем пусто. Хорошо, что в этом заведении постоянно живет управляющий и его помощница. Нас поселили в недорогой восьмиместный номер, накормили невероятно вкусным сыром, приготовленным на гриле, с брусничным джемом. И даже предложили местного пива.
К утру погода не изменилась. Всё те же низко висящие облака и моросящий дождик. Очень хочется подольше поспать, но мы и так несколько отстаём от нашего графика из-за поломки.
Всё же ехать вниз невероятно здорово! Дороги тут - просто восторг, и их так много, что невольно начинаешь прикидывать, сколько сил ушло на их постройку и для чего же они понадобились людям здесь в таком количестве.
Иногда погода всё-таки радует, и тогда я сразу достаю фотоаппарат и начинаю снимать, пока парни наслаждаются спусками по хорошей грунтовке загадочного происхождения.
В такой небольшой горной системе есть всё. Тут и каньоны и гребни с приятными трейлами. Можно найти даже пещеры.
Есть огромные луга, а вдоль асфальтовых дорог растут яблони.
А вот и разгадка того почему здесь так много лесных серпантинов. Вырубка леса ведётся в национальном парке очень аккуратно при помощи таких машин.
Трактор со специальным оборудованием крепится тросами к деревьям выше по склону, затем выдвигает вверх мачту, на которой находится ролик, через который перекинут трос. А после этого лебёдка начинает вытягивать на дорогу стволы, которые потом увозит лесовоз или тянет другой трактор.
Именно для них, как нам объяснили и сделано такое количество просек, а когда вырубки заканчиваются, некоторые дороги оставляют для пользования путешественникам и местным жителям. Нам это только на руку. Узнав что одну из дорог заасфальтировали совсем недавно, мы решили прокатиться по ней и срезать часть маршрута, чтобы отыграть время , которое мы потратили на ремонт и успеть вернуться вовремя.
Сначала асфальтовая дорога превратилась в грунтовку, затем в лесную тропу, которая привела нас к заповедным полянам некошеных грибов.
А потом тропа и вовсе исчезла в лесу. Мы никак не могли понять, как такое может случиться. Ведь это была асфальтовая дорога! Зачем, если потом асфальт просто кончается и по нему никуда нельзя доехать? На навигаторе обозначена чёткая тропа, но трек упорно уходит в сторону и загибается совершенно не в нужном нам направлении. Приходится применять уже надоевший нам способ передвижения.
На разведку и перетаскивание тяжестей по лесу в гору уходит ещё несколько часов. Я в ужасе. Мне начинает казаться, что мы никогда не сможем выбраться из этого леса. Дороги петляют, порой разворачиваясь в противоположном направлении, затем снова идут туда, куда нам надо, но уже где-то в стороне и нет никакой возможности угадать, какая из дорог будет проезжей после того как здесь поработали дровосеки.
Выходим на дорогу с огромными камнями. Велосипеды подбрасывает во все стороны, но уже очень хочется выбраться отсюда и найти хорошее место для ночлега.
Хорошо, что велосипеды ведут себя в этой ситуации более чем достойно, ведь остановки для ремонта теперь просто недопустимы. Мы пытались срезать расстояние, а в итоге потеряли уйму времени и теперь уже с трудом успеваем проехать даже по самому короткому пути.
Солнце вновь появляется именно в день, когда нам предстоит самый серьёзный набор высот и переезд обратно в долину, где нас ожидает наш автобус. Только бы успеть. Теперь придётся вкручивать с утра до ночи.
Когда выходишь на высоты выше уровня леса, взору начинают открываться приятные пейзажи.
Если бы было чуть больше времени, то можно было бы посидеть и помедитировать.
А вскоре на открытых солнцу полянах начинает встречаться всё больше ягод и это серьёзно затрудняет движение группы.
А потом мы снова сбиваемся с дороги и находим в стороне неплохой домик , который построен силами тех, кто состоит в одном из местных туристических клубов. Клубное движение имеет в Словакии большое распространение, что приятно напоминает нам о наследии советских времен.
Дверь заперта на щеколду, чтобы все могли попасть внутрь. В таких домиках можно приятно отдохнуть и пообедать. Внутри висят фотографии разных лет и прочие сувениры. Есть немного дров, вода и спички на случай непогоды.
А потом был очень длинный и трудный подъём по гребню. Мы явно никуда не дойдём сегодня. Пешком тут пара часов, но с велосипедами это время точно вырастет вдвое. Со спутникового снимка эта дорога выглядела совсем неплохо, и мне казалось, что я даже находил фото какого-то велосипедиста в этих координатах.
Ехать тут практически невозможно. Либо сильный уклон, либо стланик цепляется и не даёт нормально двигаться.
Удалось сделать несколько фото верхом, однако в основном даже вниз приходится бежать по камням рядом со скачущим велосипедом. Я начинаю с ужасом думать о том, как мы будем отсюда спускаться.
Двигаемся к крупному перекрёстку туристических пешеходных троп. Там есть вероятность найти открытую горную хату. Жжем фонари и делимся последними глотками воды.
А на отметке 1728м. оказалась установлена потрясающая и очень желанная хата имени генерала Стефаника. Когда мы вошли внутрь, местные путешественники нам сразу сообщили, что вероятно мы первые, кто притащил сюда велосипеды.
Ещё этот день ознаменовался важным событием – днём рождения Данила. Мы здорово повеселились там вместе с ребятами из Словакии по такому случаю. Нам много рассказывали об этих горах. Мы делились впечатлениями от поездки. Много узнали о том как тут живется, всё оказалось очень похоже и непохоже одновременно.
Такие горные приюты стоят в этих горах уже более века. Хата Стефаника была заложена в 1902 году, а всё что здесь есть, принесено и построено вручную. Рекорд этого приюта поставил один из портеров, который занес сюда более 180 тонн груза за период с 1991 года по настоящее время.
Как бы ни хорошо было отдыхать в таких замечательных горных приютах, но нам предстоит спуск вниз и ещё неизвестно как это получится. Местами ехать можно, но кое-где приходится идти, чтобы не разбиться о камни.
Вокруг снова полно брусники и черники. Когда случаются падения, Лёха не торопится вставать, пока вдоволь не насладится вкуснейшей ягодой.
Отличный спуск. Несколько остановок для охлаждения тормозных дисков. Шимановские тормоза - просто песня. Мы ни разу не вспоминали о тормозах, а это, пожалуй, лучшее, что можно сказать о механизме. Спуск было очень жестким. Мне казалось, что мы слишком сильно пытаемся убить наши велосипеды на этом последнем участке.
Потом в долине снова началась асфальтовая дорога. Снова вышло солнце и стало тепло. Я ехал последним и чувствовал запах горелых колодок. Скорость превышала отметку в 50 км/ч. А мы получали огромную радость от катания.
Когда мы ехали по ущелью, кто-то совершенно внезапно крикнул: «- Смотрите тут пещеры!». Завизжали тормоза, и мы, как дети, побросав свои велики, побежали лазать по пещерам.
Лаз уходит глубоко вниз и спуск возможен только при наличии альпинистского снаряжения. Эти горы открываются для нас ещё с одной стороны и как бы намекают: «не будьте поверхностны, смотрите глубже». Во всём можно найти смысл и увидеть суть, если остановиться и присмотреться повнимательнее, а не мчаться сломя голову.
Несмотря на дефицит времени, не можем не заехать на полчасика в Липтовски Ян. Тут находятся минеральные источники целебной воды, в которых можно искупнуться. Это то, что нужно после долгого изнурительного путешествия. Но времени мало, да и ванны эти не рекомендуется принимать более пятнадцати минут. Поэтому вскоре мы снова в седле и едем оставшийся кусочек пути по асфальту.
Снова вкатываемся в Липтовский Микулаш. Горы остались позади, а впереди у нас теперь автомобильный пробег домой. Мы превысили время на веломаршрут, и теперь придётся рулить на автомобиле без отдыха днём и ночью, чтобы вернуться к понедельнику. Несмотря на все трудности и пасмурную погоду, нам невероятно понравилось кататься по Низким Татрам, которые теперь совсем не кажутся низкими. Наши велосипеды на 29-дюймовых колёсах – это идеальный выбор для таких путешествий. Нам есть с чем сравнить. Мы много раз вспоминали, как раньше ездили на велосипедах с колесом размерности 26 и тряслись на ухабах Исландии, месили глину Карпат и дробили камни Кольского полуострова. Будь у нас найнеры, нам наверное проще было бы преодолевать те изнуряющие участки бездорожья. Очень здорово, что выбор пал именно на Велосипеды Reload. Они просты и надёжны – это то, что надо для тех, кто ценит своё время и не готов переплачивать.